О нас    Заявка на юридические услуги     Как оплатить наши услуги    Подтверждение оплаты     Контакты
База данных успешных адвокатов Успешные
Адвокаты
Реестр адвокатов Российской Федерации Реестр адвокатов
России
Реестр юристов Российской Федерации Реестр
юристов России
Автовладельцы России (клуб autoban-777 Rus) Автовладельцы
России
клуб autoban-777 Rus
Для адвокатов, открыта регистрация в разделе АДВОКАТЫ РФ, с целью увеличения клиентской базы.

Этап-вопрос-ответ эксперта.

 

Вопрос

мой муж москвич, его посадили и отправили отбывать наказание в ставрополь. В УИК 73ст. сказано, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в пределах территории субьекта РФ, в котором они проживали. Что делать, можно ли исправить ситуацию и куда обращаться? ?? Спасибо.

24 июля 2008, от вера, рубрика Исполнительное производство, регион Москва
 
Паньжина Марина Вадимовна

Ответ

эксперта Паньжина Марина Вадимовна, 28 июля 2008
1. Лишение свободы является одним из наиболее суровых видов уголовного наказания, поскольку его основной смысл состоит в изоляции гражданина, совершившего преступление, от общества. Тем самым гражданин лишается одного из самых важных своих прав - свободы передвижения. В процессе отбывания лишения свободы гражданин вынужден претерпевать и другие существенные ограничения режимного, бытового характера, свободы выбора трудовой деятельности. 2. Исполнение наказания в виде лишения свободы предполагает реализацию со стороны государства многих функций. Прежде всего это создание соответствующих видов исправительных учреждений, организация их функционирования, что связано с реализацией задач охраны, обеспечения безопасности осужденных, исправительного воздействия, жизнеобеспечения, включая бытовое и медицинское обслуживание. Все это предполагает значительные затраты государства на содержание учреждений, исполняющих данные наказания. Именно этот фактор - высокая затратность лишения свободы - во многом сдерживает крупномасштабную реформу уголовно - исполнительной системы в целом. 3. Действующий УИК РФ по сравнению со старым исправительно - трудовым законодательством существенно изменил порядок исполнения лишения свободы. Прежде всего в нем появилась самостоятельная глава (11), в которой регламентируются общие правила исполнения данного наказания. Она содержит 9 статей (73 - 81), которые закрепляют во многом новые гуманные подходы. 4. Комментируемая статья (ч. 1) предусматривает положение о том, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного правила играет важную роль. От его реализации во многом зависят не только расходы на перемещение (этапирование) осужденных, но и возможности привлечения общественности к исправлению осужденных, поддержания их социально полезных связей. Территориальный принцип отбывания наказания создает предпосылки для улучшения организации производства в исправительных учреждениях, комплектования и условий быта их персонала, повышения эффективности контроля за деятельностью указанных учреждений. Данное положение закона весьма существенно для реформирования уголовно - исполнительной системы, поскольку ориентировано на более гуманное отношение к осужденным, обеспечивает их права на свидания с родственниками, на успешную адаптацию после освобождения. Его осуществление позволяет повысить ответственность органов представительной власти субъектов Российской Федерации за организацию исполнения наказания на их территории. 5. Реализация данных положений на практике подтвердила правильность территориального принципа. Это привело к повышению статуса региональных систем исполнения наказания, позволило организовать исправительное воздействие на осужденных с учетом местных особенностей. 6. Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него исключения. Так, согласно положениям комментируемой статьи (ч. 1) осужденные могут быть направлены в соответствующие исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в следующих случаях: а) по состоянию их здоровья; б) для обеспечения их личной безопасности; в) с их согласия. Два первых исключительных случая не вызывают необходимости в дополнительных разъяснениях, их суть очевидна. В отношении же согласия самого осужденного требуется пояснение. Речь здесь идет прежде всего о направлении осужденных в лесные колонии - поселения, о переводах, связанных с просьбами тех родственников осужденных, которые проживают на территории других субъектов Российской Федерации. Вопросы эти решаются индивидуально, с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода. 7. В комментируемой статье (ч. 2) регламентируется ситуация, когда на территории того или иного субъекта Российской Федерации отсутствует тот вид исправительного учреждения, который назначен осужденному по приговору суда, либо он есть, но по различным причинам (перелимит, карантин и т.п.) в него невозможно поместить осужденного. В данном случае закон разрешает - по согласованию с соответствующими органами управления уголовно - исполнительной системы - направление осужденных в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что за последние годы еще МВД, а затем Минюст России неоднократно указывали на необходимость создания на территории субъектов Федерации полного набора важнейших видов исправительных учреждений, которые предусмотрены действующим законодательством. Однако решение этой задачи требует значительных материальных затрат. Надо также учитывать, что в прошлые годы в условиях плановой экономики исправительные учреждения сосредоточивались в основном в северных и восточных регионах страны. Однако в целом закрепление данного положения в законе значительно сократило численность так называемых лесных исправительных учреждений, которые создавались для освоения лесосырьевой базы, что существенно повлияло на перемещение (этапирование) осужденных из одного региона в другой. 8. Комментируемая статья (ч. 3) специально регламентирует и место отбывания наказания отдельных категорий осужденных: при особо опасном рецидиве преступлений; лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, к отбыванию лишения свободы в тюрьме, лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; женщин, несовершеннолетних, иностранных граждан и лиц без гражданства. 9. В теории уголовно - исполнительного (а ранее - исправительно - трудового) права предлагается создать так называемые исправительные комплексы для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными. Смысл данной идеи заключается в том, чтобы воспитательные колонии, предназначенные для несовершеннолетних осужденных, находились на одной территории. Кроме этого при таких комплексах предполагается создание следственных изоляторов для данной категории осужденных. Эта идея заслуживает внимания, поскольку позволяет реализовать территориальный принцип отбывания наказания несовершеннолетних осужденных, однако требует экспериментальной апробации.
Дежурный адвокат:+7-915-153-42-23.
Viber +79150854358